Технологии эвристического обучения

Эти технологии рассчитаны на гарантирован­ное и эффективное достижение педагогических целей и интеллектуальное развитие обучающихся. В педагогическом процессе их часто называют активными, так как их использование приводит к высо­кому уровню внутренней и внешней активности обучающихся. Однако и описанные выше методы и технологии рассчитаны на такую активность. Более точно называть их методами активного обучения, ибо пассивных методов в грамотной педагогической практике нет. Все методы полифункциональны и могут выполнять образователь­ную, обучающую, воспитательную и развивающую функции. К чис­лу основных методов активного обучения и воспитания относят: игровой, проблемный, программированный, компьютерный, эври­стический.

Эвристический метод обучения (А.В. Хуторской) — способ органи­зации творческих Технологии эвристического обучения, продуктивных процессов мышления обучающихся путем овладения ими новыми, более рациональными вариантами дей­ствий в новых ситуациях.

Использование его сокращает время решения дидактических за­дач по сравнению со способом полного ненаправленного выбора возможных альтернатив. Правда, результаты решений оказываются не всегда наилучшими, но, как правило, допустимыми, обеспечи­вающими достижение поставленной цели.

Эвристическая деятельность развивает у обучающихся способ­ности: понимать и творчески использовать пути и методы продук­тивной познавательной деятельности, систематизировать учебную ин­формацию и применять ее в эвристическом поиске, адаптироваться к новым условиям деятельности и предвидеть ее результаты, про­гнозировать свою интеллектуальную и практическую деятельность, принимать обоснованные решения на основе Технологии эвристического обучения эвристических опера­ций с последующей их логической проверкой. Эта деятельность эффективна при умении обучающегося оценивать свои действия, их рациональность, экономичность, настойчиво доводить решение за­дачи до логического завершения; при этом важно обладать гибко­стью мышления, способностью актуализации и организации инфор­мации (опыта) в решаемой задаче. Она осуществляется на основе эвристических правил и операций, основанных на аргументирован­ных рассуждениях.

Эвристические правила — это рекомендации к выбору возмож­ного варианта действия в условиях альтернативного поиска (от бо­лее легкого к более трудному, от более знакомого к менее знакомо­му, от целого к части целого и т.п.). Операции — не что иное, как мыслительные действия Технологии эвристического обучения (анализ, синтез, аналогия, обобщение и т.д.), направляющие деятельность обучающегося на нахождение оп­тимального решения задачи. Те и другие выступают инструментари­ем для решения учебных эвристических задач.

Заслуживает внимания концепция содержательных обобщений (В.В. Давыдов), обосновывающая продуктивность логической цепочки:

сначала сообщение обобщенных теоретических положений, а затем — факты, примеры, опытные данные, подкрепляющие, утверждающие истинность обобщений. Тем самым углубляется понимание изучае­мого, делается более плодотворным соотношение индуктивной и дедуктивной логики в обучении

Наиболее широко применяемым методом эвристического обу­чения является метод «мозгового штурма», активизирующий коллек­тивную творческую деятельность.



Технология его применения:

• условие учебной поисковой задачи формулируется в общих чер­тах, проблемно;

• занятие Технологии эвристического обучения разделяется по времени на две части: выдвижение гипо­тез и их анализ-оценка;

• в первой части занятия запрещается какая бы то ни было кри­тика (в том числе и через мимику, ухмылки, жесты и пр.) мнений и предложений, что снимает боязнь критики своих высказываний у обучающихся — она тормозит их мышление и творческие процессы;

• группа участников «штурма» — «генераторов идей» — за отве­денное учебное время вьщвигает максимальное количество гипотез, причем любых — даже несостоятельных, парадоксальных. Доказа­тельств не требуется, все идеи записываются. Важно, чтобы участники занятия были психологически раскованы, чувствовали себя свободно;

• во второй части вся группа или выделенная из Технологии эвристического обучения нее «группа экспертов» ведет всестороннее обсуждение каждой идеи и выносит суждение о ее ценности (оценка дается каждым «экспертом» по пя­ти или десятибалльной шкале и выводится средний балл), отсеивает нереальные и несерьезные варианты;

• если задача в процессе «штурма» не нашла решения, она мо­жет быть предложена тем же обучающимся в измененном виде.

К эвристическим методам относится также синектический ме­тод[42]. Методика его применения в основном аналогична «мозговому штурму». Отличие состоит в том, что он применяется в отношении обучающихся, не имеющих опыта творческой деятельности. Для этого целесообразно создавать группы (5—7 человек), накапливаю­щие приемы и способы творческих действий. С ними Технологии эвристического обучения проводится специальная подготовка в профессиональном и учебно-познаватель­ном направлениях. Цель одна — попытаться найти творческое ре­шение поставленной проблемы.

Структурная схема синектического занятия обычно следующая: постановка проблемы в общем виде, ее анализ с целью ознакомления, отсеивания первых решений, понимание проблемы, вызывающий аналогию вопрос, генерирование аналогий, их развитие и обыгры­вание, выявление значимости и использование аналогий примени­тельно к проблеме для генерирования новых идей, выбор альтерна­тивы, выдвижение новой идеи при отрицательной оценке альтерна­тивной, развитие новой идеи при ее позитивной оценке.

Метод дидактических игр используется в нескольких разновид­ностях: деловые, ролевые и управленческие, организационно-деятель-ностные игры. Наиболее распространенной Технологии эвристического обучения в педагогическом про­цессе является деловая игра. Технология ее проведения заключается в воздействии на психологию обучающихся таким образом, чтобы моделировать, тщательно анализировать все отношения, возникаю­щие перед личностью в процессе ее учебной и профессиональной деятельности. С организационной точки зрения проведение дело­вой игры представляет собой развертывание особой имитационной деятельности на основе модели, воссоздающей условия и динамику возникновения, протекания и решения проблемы.

Постоянно расширяющаяся практика использования деловых игр диктует необходимость специального исследования проблем эффек­тивности их образовательного, воспитательного, обучающего и раз­вивающего воздействия. В силу своих дидактических возможностей — активного развивающего характера, непосредственного общения на фоне изменяющейся обстановки — деловые игры оказываются Технологии эвристического обучения в большей степени продуктивны в качестве средства совершенствова­ния личностных качеств человека[43]. Дело в том, что они являются своеобразным конгломератом двух реальностей: процесса профессио­нальной, учебной деятельности и отношений, возникающих в нем. Усвоение знаний, формирование умений и навыков осуществляются как бы наложением на канву деятельности в ее предметном и соци­альном аспектах. Знания усваиваются не абстрактно, не про запас, не для какого-то гипотетически-перспективного применения, а в ре­альном для участников информационном поле, в динамике разви­тия сюжетных действий, в формировании целостного образа про­фессиональной ситуации. Кроме того, в деловой игре человек при­обретает навыки интеллектуального взаимодействия, создает ценно­стные ориентации Технологии эвристического обучения и установки, присущие ему как специалисту.

В деловой игре при ее конструировании и применении реализу­ются помимо общепедагогических и частные педагогические принципы: имитационного моделирования содержания и форм учебной, профессиональной деятельности; совместной деятельности; много­плановости в организации игры; педагогического управления[44].

Эти принципы отражают суть игрового обучения, его составных частей, логики и внутренних связей, становятся эффективными факторами их системного применения. Педагогические наблюдения над проводимыми игровым методом занятиями показывают, что пе­дагогическое своеобразие и полезность игры теряются в случае, если руководитель, педагог стремится реализовать только учебные либо только игровые цели. И в первом, и во втором случае снижается формирующий эффект Технологии эвристического обучения игры. Усилить же его возможно только тогда, когда в процессе воздействия акцентируется внимание на интеллек­туально-развивающем компоненте занятия как своеобразном сис­темном объединении всех частных целевых установок.

В развитии личностных качеств обучающихся деловая игра об­ладает следующими возможностями:

• обеспечивает систематизацию изучаемого материала и его пред­ставление в имитационной модели, приближенной к реальности;

• воссоздает структуру и функции отдельных компонентов дея­тельности;

• приближает обучающихся к реальным условиям возникновения потребностей в знаниях, путях и способах добывания, сохранения, ис­пользования этих знаний, что в свою очередь обеспечивает осмыслен­ность процесса учебы, личную активность, возможность сознательного перехода от эмоциональной мотивации к профессиональной;

• объединяет образовательный Технологии эвристического обучения, обучающий, воспитывающий и развивающий эффекты педагогического процесса;

• обеспечивает в конечном счете переход от организации к ре­гуляции руководителем, педагогом интеллектуальной деятельности обучающихся, к саморегуляции и самоорганизации их деятельности.

В силу обстоятельств деловые игры целесообразно проводить преимущественно после того, как их участники будут в достаточной степени ориентированы в существе требований к предстоящей дея­тельности, уяснят ее сущностные основы, овладеют ключевыми по­нятиями. Названные требования должны быть соблюдены — в про­тивном случае сама деловая игра лишится обучающих, образова­тельных, воспитательных и развивающих функций и не даст долж­ного эффекта.

Разновидностями деловой игры по уровню сложности являются:

• имитационные упражнения (закрепление навыков, умений Технологии эвристического обучения);

• анализ учебных, профессиональных ситуаций (выработка обу­чающимися своих решений по ситуации, их групповое обсуждение);

• исполнение определенных ролей (с последующей оценкой дей­ствий игрока другими участниками игры);

• полноценная деловая игра, комплексно имитирующая учебную, профессиональную деятельность и ее последствия в контексте при­нимаемых решений.


documentaglhxqn.html
documentaglifav.html
documentaglimld.html
documentaglitvl.html
documentagljbft.html
Документ Технологии эвристического обучения